Волонтера может обидеть каждый. Или о чем не узнал Путин на встрече с общественниками

В блоге Даниловцев на портале «Сноб» опубликован новый материл руководителя Добровольческого движения Даниловцы Юрия Белановского.


Президент России Владимир Путин провёл встречу с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, волонтёрского движения. Мои коллеги смогли задать свои вопросы, поведать президенту о тех проблемах, что волнуют сектор благотворительности и волонтерства, предложить решение наиболее острых проблем.

Прочитав стенограмму, я узнал, что в стране нет проблем с волонтерством. Главное, чего не хватает сейчас и в ближайшие годы – это мега интернет-портала, объединяющего волонтеров и организации, ищущие помощников.

Руководство Ассоциации волонтерских центров — люди, представлявшие перед Президентом весь сектор волонтерства, не нашли в себе смелости сказать ни об одной проблеме. Ни об одной! Не смогли описать реальную картину дел в волонтерстве, не нашли решимости донести до президента ни одного голоса «малых сих», но попросили помочь в организации мега сайта.

Когда вы становитесь свидетелем чего-то несправедливого, может быть даже происходящего и от вашего имени, но никак не можете повлиять на это, то у вас появляется чувство досады, внутреннее противоречие между несогласием, неприятием и полным бессилием. Оно-то и побудило меня написать эту заметку.

Оказалось, что смелость говорить о проблемах волонтерства есть только у Елены Тополевой-Солдуновой, директора «Агентства социальной информации» и члена Общественной палаты. Она подняла очень острый вопрос о регламентации взаимодействия волонтёров с казенными медицинскими и социальными учреждениями.

О каких же проблемах не узнал президент, а мог бы.

Волонтерство в регионах почти не развивается

Получив развитие в дни Олимпиады и заняв после нее нишу разного рода молодежных акций, добровольчество стоит на месте. Оно уже много лет как было, так и остается неотъемлемым атрибутом ВУЗов, колледжей и молодежных около государственных организаций.

В регионах, где мне довелось бывать, картина одинаковая. В глазах власть имущих волонтеры не более чем бесплатная рабочая сила или средство для воспитания патриотизма. Главная форма добровольческой активности – акции, акции, акции. Никто из власть имущих не видит ничего зазорного в том, чтобы позвонить в волонтерскую организацию и приказать людям выйти на мероприятие. Не видят ничего плохого и в том, чтобы спустить в колледж инструкцию: когда и что ученики должны сделать, как волонтеры и какие отчеты потом сдать. Мало кого волнует, что такие меры воздействия на волонтёров убивают на корню все живое.

Некоммерческому сектору не хватает зрелости, смелости, технологий и ресурсов. НКО недоразвиты в своей самостоятельности и почти полностью зависят от местной власти. Социальное волонтерство фактически отсутствует. Главный инструмент по привлечению добровольцев – административный ресурс. Я не раз в этом убеждался простым вопросом: «Где вы берете волонтеров?» Ответ почти всегда один и тот же: «Звоню знакомому директору колледжа или главе управы, или руководителю молодежного крыла Единой России». Нет ни понимания, ни навыков работы с окружающими людьми, с молодежью.

Только в некоторых крупных городах миллионниках и, конечно, в Москве волонтерство стало неотъемлемой частью некоммерческого сектора и даже городской жизни. Но этот опыт мало кого интересует.

Волонтера может обидеть каждый

У волонтеров нет сторонников во власти. «Волонтерство» давно стало модным словом. Оно теперь неотъемлемо от спортивной, социальной, молодежной темы. Сегодня волонтерство — часть позитивной повестки государственной пропаганды.

Жаль только, что все это почти не влияет на развитие самого волонтерства. Никому из власть имущих нет дела до реальных волонтеров. Приведу только один пример.

Волонтеры нашего Добровольческого движения «Даниловцы» два года работали в одном из отделений Морозовской больницы в Москве. Волонтеры приходили два раза в неделю, проводили творческие, развивающие, досуговые занятия. Все были довольны: и дети, и их родители, и волонтеры, и персонал больницы. Есть даже благодарственные письма от заведующего отделением. И вот, 4 месяца назад резкое изменение правил больницы со стороны ее руководства привело к тому, что волонтеры не могут больше навещать детей.

Ситуация эта известна и профильным департаментам Москвы, и членам российской и московской Общественных палат и руководству Ассоциации волонтерских центров. Никто не может (или не хочет) ничего сделать.

Родители детей обращаются в наше Движение с просьбами, персонал больницы сочувствует, но волонтеров не пускают и не пустят в больницу. И таких случаев много. Волонтерское присутствие в казенных учреждениях всегда висит на волоске и зависит от произвола начальства любого (!) уровня. Подробнее об этой истории можно посмотреть тут.

В связи с этим у меня вопрос. Зачем волонтерам новый интернет-портал всероссийского уровня, когда их права никто не готов защищать и отстаивать? Не будет ли это портал, ведущий волонтеров «в топку».

Волонтеров не хотят видеть в больницах и социальных учреждениях

Ситуация с волонтерами в больнице, описанная выше, произошла по очень простой причине. Казенные учреждения всеми силами сопротивляются волонтерам. Есть два мотива. Во-первых, никто не хочет брать дополнительную ответственность, а значит нагрузку и затраты. Ответственность стараются минимизировать и упаковать через чрезмерные требования к волонтерам. Или стараются спихнуть ответственность на сторону, как сделал, например, Департамент здравоохранения Москвы, дав в своем регламенте отсылку к несуществующим законодательным нормам. Во-вторых, волонтеров не хотят видеть, поскольку они – сторонние глаза и уши. Руководство казенных учреждений очень боится прозрачности и публичности. Местные царьки и князьки делают все, чтобы мусор из их избы не выносился.

В итоге, чиновники и казенные учреждения заняли барскую позицию, не допускающую никакого партнерства. «Вы – волонтеры, вам надо, вот и выполняйте все, что мы прикажем», — такие слова я слышал не раз.

К радости противников волонтёров существует непробиваемый щит. Пользуясь неопределенностью статуса волонтера, чиновники и руководство казенных учреждений настаивает, что волонтеры – это бесплатные сотрудники, обязанные подчиняться всем нормам, требованиям и приказам. Как-то сотрудник министерства здравоохранения совершенно искренне мне говорил, что в добавок к медкнижке, которую волонтер должен получать за свой счет, чтобы иметь доступ в больницу, хорошо бы иметь справку о несудимости и справку из венерического диспансера. И это при том, что только медицинская книжка потребует 5-7 рабочих дней хождения по поликлиникам, что естественно для подавляющего большинства волонтёров невозможно.

Груз подчинения не под силу простым добровольцам, у которых есть своя работа, семья, увлечения. Волонтер может дарить свое время и делать те добрые дела, которые хочет его сердце. Но он не может и не будет напрягаться сверх силы. У любого волонтера достаточно низкий порог прочности, ибо волонтерство, как зона ответственности для него вторично по отношению к рабочим обязанностям или заботе о родных.

Некоммерческие организации видят статус волонтёра иначе. Для них он, скорее, посетитель учреждения, друг своим подопечным. А таковых, даже в тюрьмы пускают без каких-либо особых условий и требований. Но разве кого интересует мнение простых смертных?

Тут следует сделать важное уточнение. Есть все же в нашей стране один положительный опыт взаимодействия волонтёров и казенных учреждений. Правда он касается только детей. Это опыт московского Департамента труда и социальной защиты. 3 года назад был принят прекрасный регламент, где многие вопросы были сняты. С тех пор московские благотворительные и волонтёрские организации работают в социальных учреждениях на законным и партнёрских основаниях. Правда, регионы не спешат взять это на вооружение. Во всех известных мне случаях принятия аналогичных регламентов раздел, где минимизированы требования к волонтерам, просто отсутствует. Что делает такие регламенты бессмысленными.

Скажу и про сайт

На сегодняшний день волонтерство, как социальная технология в масштабах страны и даже крупных городов еще не отработана. И тем более не описана. Волонтерство пока развивается спорадически. Этот вопрос я разбирал отдельно на примере волонтёрской службы адресной помощи. Желающие могут посмотреть мою статью.

Я считаю всероссийский сайт для волонтёров несвоевременным. Хотя идею не отрицаю. Правда, я не знаю таких стран, где есть общий мега портал для всех волонтеров. Ну да ладно.

В чем я вижу проблему? Волонтерство по своей природе можно назвать социальной технологией. То есть прежде всего – это работа с людьми, это выстраивание сложных социальных процессов. И это не только логистика, распределение задач, контроль, но и мотивация, обработка первичного потока людей, обработка заказов на помощь, организация самой помощи, обеспечение  безопасности (и волонтёров и тех, кому они помогают), обучение, поддержка, развитие, помощь самим волонтерам. Сайт, какой бы он не был идеальный или красивый, может быть только витриной и, в некоторой степени, средством управления некоторых процессов.

Стать волонтером и помочь Добровольческому движению «Даниловцы» может каждый, имеющий хотя бы искру желания делать добро и менять окружающий мир в лучшую сторону.

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных